Министр Жумагулов, так ваши «преподы» домогаются хорошеньких студенток?

Так, кто кого «хотел» — Сатыбалды двух девочек или две девочки – Сатыбалды?!

Скандал в Евразийском университете имени Льва Гумилева в Астане, имевший сексуальный подтекст, привлек внимание общественности благодаря пресс-конференции в Астане. К сожалению, а может к радости, но широкого резонанса она не получила, однако задуматься там было над чем. Ибо произошел редкий случай, когда преподавателя ВУЗа выгнали с работы из-за обвинений в домогательстве к студенткам, а он взял, да и заявил, что это не он проявлял к ним плотскую страсть, а девушки – причем на пару, усердно и похотливо к нему приставали.

История доцента Камбара Сатыбалды и двух студенток, чьи имена по этическим соображениям изменены, заслуживает того, чтобы о ней объективно и беспристрастно поведать стране. Тем более, что проблема в высших учебных заведениях – злободневная, вот только конкретно в данной ситуации, любые оценки преждевременны. Ну или с тем лишь, правда существенным перевесом в пользу девушек, заключающимся в том, что вряд ли они сами – потехи ради, подняли бы шумиху в стенах ЕНУ, дойдя до ректора Ерлана Сыдыкова с обвинениями в сексуальных домогательствах со стороны почтенного «препода». Да и последующая скандальная отставка Сатыбалды по решению дисциплинарной комиссии и с «волчьим билетом», тоже никак не играет на руку Камбару и его версии случившегося. Тем не менее, углубимся в чтение…

Сатыбалды сексуально меня домогался!

Вот, что в частности, пишет студентка Евразийского университета Динара М. о «проказнике» Камбаре в одной из своих жалоб вышестоящему руководству «Евразийки»:

Я, студентка «группы» М. Динара, хочу заявить об инциденте, который произошел со мной 11 февраля 2013 года в 13.10 часов в аудитории 134б. После окончания занятий Сатыбалды Камбар Мырзахметович, который преподает нам, оставил меня наедине в аудитории, где произошел нижеследующий разговор. Он сказал, что я должна обмыть свою повышенную стипендию, а также сообщил, что он не употребляет алкоголь в данный момент, так как закодирован. Начал говорить, что у него сейчас стрессовое состояние и нужно ему снять стресс. Для этого надо расслабиться и отдохнуть. Естественно, я не совсем поняла смысл его намерений и, соответственно, спросила у него: «В чем дело?».

Вместо ответа он мне предложил взять с собой также подругу А. Гульжазиру, которая учится со мной в одной группе, и вместе втроем поехать в Боровое и отдохнуть. Я потеряла дар речи, и сказала, что меня родители никуда не отпустят, тем более с ночевкой. На что он мне ответил: «Скажи семье, что едешь с группой». После чего я сильно возмутилась, ответила отказом и попыталась выйти из аудитории. На что он, последовав за мной следом и закрывая ключом аудиторию, сказал: «Если тебя не пускают дома с ночевкой, то давай днем пойдем на квартиру». Мне было противно это слышать от преподавателя.

Я сразу сообщила о произошедшем инциденте подруге Гульжазире, она рассказала это своему другу и дала ему контактный номер Сатыбалды К.М., чтобы он поговорил с ним.

После разговора с другом Гульжазиры, на следующий день он пришел на занятие злым и всячески грубил всей группе. Во время занятия позвал меня отдельно и угрожал, что убьет того, кто ему звонил или посадит. И что я пожалею о том, что вообще этот инцидент рассказала кому-либо и начал отказываться от своих слов.

После этого используя свое положение, Сатыбалды необоснованно оценивал наши знания, каждый день наши оценки становились все хуже и хуже. Кроме этого не запускал нас двоих на занятия, даже если не опаздывали, и объяснял это тем, что у него на часах уже 5 минут. Угрожал тем, что отчислит меня любым способом с университета.

После его угроз, я сильно испугалась и все рассказала своему брату, который работает в финансовой полиции. Он был сильно возмущен, успокоил меня и сказал, чтобы я срочно известила руководство университета и сообщила о результатах ему. В случае бездействия руководства университета, брат намерен приехать и обратиться в министерство образования и науки РК.

А сегодня 22 февраля 2013 года на его занятиях мы писали коллоквиум, и в конце урока мы выразили свое недовольство нашими оценками, и перед всей группой он заявил, что видеть не хочет нас с Гульжазирой и сказал, чтобы мы не приходили на его занятия.

Прошу Вас защитить нас от оскорблений и домогательств преподавателя Сатыбалды Камбар Мырзахметовича и принять соответствующие меры.

«Плохие девочки» сами хотели затащить меня в постель!

А вот что, причем довольно красочно, расписывает сам убеленный сединами «препод» Сатыбалды. По его словам, именно «проказницы» Динара и Гульжазира сексуально его домогались, преследовали несчастного, верного семьянина и мужа, насылали своих парней с угрозами расправы, только, чтобы он снизошел до них и ставил хорошие отметки.

В своем заявлении на имя ректора ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Ерлана Сыдыкова, «разжалованный» из ВУЗа по обвинению в сексуальной невоздержанности «почтенный Камбар» откровенно и красочно живописует свою версию студенческо-преподавательского конфликта. Правду говорит Мырзахметович или «свистит» — хрен, теперь разберешь!

Я работаю в должности доцента кафедры с 1 сентября 2011 года, отношусь к своим обязанностям добросовестно, занятия провожу на должном методическом уровне, занимаюсь научной деятельностью, не нарушаю трудовую дисциплину, активно принимаю участие в общественной жизни университета, чему свидетельствует мое участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках университета (н-р, спартакиады, научно-практические конференции и др.). За время своей трудовой деятельности не имел претензий со стороны заведующего кафедрой, конфликтные ситуации со студентами не имели место.

Я всегда стремился и стремлюсь к тому, чтобы студенты получили хорошие знания и смогли стать востребованными специалистами на рынке труда, для чего даже на кафедре открыл клуб профессионалов.

В «группе» я преподаю с 3-го курса, они раньше стабильно ходили на занятия, не было проблем с успеваемостью, однако в последнем (8-ой семестр) семестре на первой неделе обучения из 21 студентов занятия посещали  только 8 студентов, такая же картина наблюдалась в других группах и у всех преподавателей.  В связи с этим,  вопрос по посещаемости студентов по специальности «Стандартизация, метрология и сертификация» не раз поднимался на заседании кафедры. Нововведение в виде электронного журнала успеваемости и посещаемости студентов (система Платонус) обязывает вводить каждую неделю итоги текущего контроля, поэтому посещаемость сильно влияет на выведение итоговой оценки. Соответственно это застало студентов врасплох, ведь раньше акцент ставился только на первый рейтинг (7 неделя), к которому  можно было не спеша подготовиться даже если студент плохо посещал занятия, но при этом мог самостоятельно подготовиться и получить высокие баллы. Ситуация усугубилось еще и тем, что семестр-то был сокращен и вместо привычных 15 недель отведено 8 недель, т.е. из-за пропущенных недель, суммарный балл рейтинга сильно будет снижен.

В связи с вышеизложенным во время поточной лекции 6 февраля текущего года я сделал объявление и пояснения о системе Платонуса, а также о необходимости каждую неделю сдавать задания по учебной программе всем студентам «группы», и при этом сделал замечание студентам, которые часто пропускали занятия по неуважительной причине и предупредил, что их пропуски сильно будут отражаться на рейтинговых баллах и что текущий контроль первой недели уже снижен из-за пропусков (в числе пропустивших были Динара М. и Гульжазира А.).

Через день когда я шел на занятие в коридоре меня остановила студентка «группы»  Динара М.  и поинтересовалась о том, как можно исправить положение с рейтингом, так как текущий контроль за первую неделю был низким, а также предложила мне обсудить ситуацию в другой обстановке в кафе или другом месте, соответственно на это предложение я отказался. Однако преследования Динары на этом не завершились: следующий раз также в коридоре она предложила мне свою подругу вместо себя, потому что якобы она симпатичнее и красивее, я соответственно отругал ее и попросил ее больше не затевать такую тему. 11 февраля 2013г. (понедельник) в соответствии с утвержденным расписанием занятий «группы», студенты обучаются с 10.00ч. до 13.00ч. и снова во время большого перерыва между 11.50ч. — 12.10ч. Динара в коридоре попыталась поговорить со мной, но я торопясь на занятие ответил ей отказом. Во время занятия продумав всю ситуацию я решил поставить на ее преследованиях точку и предложил ей остаться после занятия. Разговор с ней продолжался всего 5 минут, так как я торопился забрать сына со школы 13.30ч. Разговор начался опять таки с ее предложений пойти хотя бы на полчаса в кафе или поехать в Боровое вместе с подругой (Гульжазирой). Я объяснил ей, что я не пью и закодирован, что в настоящее время в семье проблемы с болезнью моей супруги и новорожденного ребенка, и нахожусь в стрессовом состоянии, поэтому могу выйти из себя и нагрубить ей,  если она не перестанет меня преследовать. На этом разговор был закончен и я попросил ее выйти с аудитории «134В», сказав ей,  что в 13.10ч. здесь могут быть другие занятия и необходимо сдать ключи на кафедру. Выйдя с аудитории и закрыв за собой дверь, я попросил Динару отнести ключи на кафедру, если она располагает временем, так как я очень торопился за сыном. На это она с улыбкой взяла ключи и пообещала отнести и сдать, а я ушел за сыном.

На месте Сатыбалды должен был быть Стросс-Кан
На месте Сатыбалды должен был быть Стросс-Кан

Гульжазира включила «жесткач»

В тот же день, я привез домой сына в 14.00ч. и тут мне позвонили на сотовый телефон, номер был незнаком мне. Я машинально ответил, с другого конца телефона разговаривал молодой человек на ломанном казахском и русском языках: не объяснив ситуацию он резко начал меня обзывать нецензурными словами, не давая мне ничего сказать, что я якобы домогался к студенткам, и если это не прекратится, то он со мной расправится. Я отключил разговор, но звонки не переставали идти. В 14.20 часа с телефона по номеру +7777…, который все время звонил, пришло СМС-сообщение с текстом «Либо прекращай так со студентками общаться либо это дойдет до уголовного дела» (данные СМС- сообщения имеются). После этого мне стало не по себе. Однако, на этом разговор с неизвестными молодыми людьми не закончился, через некоторое время последовал звонок с другого номера телефона, я снова поднял трубку, так как не знал кто звонит, опять послышались угрозы и непристойные выражения, однако голос был другого молодого человека. Я постарался объяснить этому человеку, что может он ошибся, но он утверждал мне, называя мою фамилию и имя, не давая мне вставить слова. Я снова отключил разговор, но звонки не прекращались, я просто на них уже не отвечал. Поразмыслив с кем у меня могут быть какие-либо разговоры я тут же вспомнил преследования Динары. Я нашел ее телефон на кафедре и позвонил ей, чтобы хоть через нее успокоить этих молодых людей, однако она не взяла трубку и отключила. Ну я решил на следующий день с ней об этом поговорить. Однако, после моего звонка Динаре угрозы усилились, звонки просто теребили мой телефон с разных номеров и 18.52ч. снова пришло СМС-сообщение с текстом «Еще раз услышу про такое, плохо будет тебе». Меня это вывело из равновесия, я ждал снова звонка, звонок последовал, я не смог даже вставить слово и с ним поговорить, так как молодой человек в состоянии опъянения (так мне показалось по его разговору) все время пугал меня, выражался нецензурными словами и все время грозил, что завтра с 17.00ч. до 19.00ч. поймает меня и убьет. Далее звонки продолжались и были с различных телефонов с различными угрозами до наступления темноты, я уже времени не помню.

Я пришел поздно вечером домой весь не в себе, соответственно супруга спросила меня в чем дело, я ей не сказал ничего, так как боялся, что она еще не поправившись от недавней болезни может снова на нервной почве заболеть. Все эти звонки, СМС-сообщения с угрозами моей жизни и членов моей семьи  не давали мне спокойного сна.

С утра 8.00 часов я пришел на занятия «группы» не выспавшимся, встревоженным и провел лабораторные занятия все время думая об угрозах. С 10.00ч. утра пришла указанная «группа», я провел занятия и на перемене в 10.50ч. в коридоре меня снова остановила Динара с предложениями поговорить. Так как я был не в себе, сильно встревоженным, я начал на высоком тоне кричать на нее и спрашивать ее о каких домогательствах может быть речь, а также пригрозил «машинально», что я ее могу отчислить, если она не попросит у меня извинений и не приведет ко мне этих молодых людей. Разговор был коротким, больше я с ней не разговаривал и к этой теме не возвращался. Далее ее подруга Гульжазира на большой перемене в 11.50ч. в коридоре остановив меня попросила уделить ей время. Я также ей пояснил, если бы не звонки я не разозлился бы. Разговор с ней тоже был коротким. После этого все время они преследовали меня, поджидали в коридоре и все время хотели что-то мне сказать, но я все время не подпускал их и не хотел с ними разговаривать.

Бакытжан задумался, а почему за ним не бегают сразу две девицы
Бакытжан задумался, а почему за ним не бегают сразу две девицы

На завтра (13 февраля 2013г) я проводил занятия как обычно, однако все время находился в испуганном (в шоковом) состоянии, так как от таких девушек я не ожидал подобного, и что от них можно ожидать все что угодно. В полицию о данном инциденте я не сообщил, так как я побоялся за свою жизнь и жизнь моей семьи, а также боялся что эти молодые люди звонившие мне могут повредить моему имуществу (машине, квартире и др.), так как я их не знал и мне угрожал не один человек. Я до сих пор нахожусь в страхе, что эти молодые люди смогут что-то сделать, ведь угрозы были настолько убедительными.

«Агай, вы доиграетесь!»

20 февраля 2013 года на лекционных занятиях я предварительно сообщил студентам «группы» о проведении колоквиума в пятницу 22 февраля 2013г. и что будет выставляться первая рейтинговая оценка и закрываться четвертая неделя текущего контроля. Пожелал всем подготовиться.

22 февраля 2013г. на первом занятии в 8.00ч. после переклички, я раздал всем студентам вопросы по коллоквиуму. По мере сдачи студентами ответов, я проставлял им оценки. Все оценки были предварительными и оглашены всем, а также всем было пояснено, что они могут повысить свои баллы до среды следующей недели (т.е 27 февраля) дополнив ответы на эти же вопросы. Однако Гульжазира, встав без разрешения с места, подойдя ко мне, грубо попросила меня пояснить, почему у нее низкий балл (72%), соответственно я ей ответил, что она просто переписала, а надо было пояснить своими словами. На мой ответ прозвучала угрожающая фраза «Агай, вы доиграетесь!». Что она имела ввиду, я до сих пор не могу понять и резко без моего разрешения Гульжазира вышла во время занятия за дверь. За ней последовала Динара (хотя ее рейтинг был 88%), я вслед за ней спросил пояснения, однако она хмыкнула что-то невнятное и тоже покинула аудиторию 134А.  Я после занятий сообщил об этом заведующей кафедре. Заведующая кафедрой пообещала поговорить с данными студентами…

После занятий мне сообщили по телефону, что в 16.00 вызывает руководитель аппарата Д. Айтмагамбетов. Я опоздал по уважительной причине на 20 минут. Секретарь ответила, что он с деканом транспортно-энергетического факультета Т. Сулейменовым только что вышел. Я подождал Д. Айтмагамбетова. Когда мы вошли в его кабинет, он резко без всяких пояснений начал обвинять меня в домогательстве и неэтичном поведении, перед ним лежали мои дела, он все время угрожал мне и пальцем указывал на папку с моими делами, в конце концов он достал с папки готовый приказ о моем увольнении и начал склонять меня к увольнению по собственному желанию. При этом угрожая мне, что ректор все знает и он лично сказал, что таких преподавателей в его университете не должно быть. На мои аргументы он даже не откликнулся и не выслушал. Я отказался его слушать, и написал объяснительную по поводу заявления, написанного девушками против меня. Однако он не переставал мне угрожать, также он пояснил мне, что бороться против данного факта бесполезно и бессмысленно, что уже решено и будет рассматриваться на заседании дисциплинарной комиссии, что данная комиссия примет его решение, а не мое и лучше склонить голову, принять это и уйти с университета. Я ничего не сказав вежливо попросился уйти и вышел.

В среду 27 февраля 2013г. проведя утром занятия я должен был внести в систему Платонус оценки текущего  контроля за 4 неделю и оценки первого рейтинга, однако доступ к электронному журналу был закрыт с надписью «Запрещено, не заполнять». Весь электронный журнал со всеми предыдущими оценками текущего контроля исчез. В этот же день 27 февраля 2013г. после обеда на кафедру спустили служебную записку (№245 от 27.02.13г) от руководителя аппарата Д. Айтмагамбетова по поводу отстранения меня от ведения учебных занятий в группах.

Ерлан Сыдыков не потерпит у себя «аморалки»
Ерлан Сыдыков не потерпит у себя «аморалки»

Полицейский назвал меня «старым кобелем»

В четверг 28 февраля 2013г. в обеденное время 13.00ч. я уже собирался за сыном, на кафедру вошел капитан полиции и не представился, затем грубо спросил, кто такой Сатыбалды, соответственно я встал и подошел к нему. Он грубо сказал мне чтобы я следовал за ним. Я объяснил ему ситуацию, что мне необходимо сначала забрать сына, так как я живу далеко и его некому забирать. На это капитан дал мне час времени и свой номер телефона и назвал свое имя Бауржан и предупредил чтобы я никуда не сбежал. Я пообещал что часа мне не хватит и я позвоню ему как только доставлю домой сына. Я ему позвонил после 14.30 и он назначил мне сперва место куда бы я подъехал: «Полицейский участок района Алматы». Через несколько минут он изменил место встречи и указал «полицейский участок №2» в районе улицы Янушкевича.  Такие изменения привели меня в замешательство, я позвонил своему адвокату. Адвокат сказал мне, чтобы я никаких пояснений и объяснений не давал в его отсутствие.

Я прибыл в полицейский участок в 15.00 часов. Через минут 10 капитан открыл дверь в участок и потребовал чтобы я шел за ним. Капитан спросил меня, знаю ли я по какому поводу он вызвал меня, я соответственно ответил что не знаю. Он засмеялся и указал мне на стул, чтобы я присел, сам же зашел к старшему участковому и там несколько минут стоял разговаривая с коллегой. Вдруг старший участковый задал вопрос, кто тот человек, которого он привез, на что капитан произнес «Да этот по износу, блин такие преподаватели стали, с сединой, а все хотят молоденьких трахнуть, двух студенток хотел изнасиловать!». Я возмутился его словам, однако он и его коллега начали грубо издеваться надо мной, все время угрожая  статьей 121 УК РК и что последствия очень уж плохие для меня, что у меня нет выхода. Я не мог им что-либо сказать, они все время пугали меня, и потом попросили меня, чтобы я извинился перед студентами и написал заявление об уходе с работы, при этом грозил мне, что еще родители этих девушек об этом не знают, что заявление еще не зарегистрировано, что ему сказал руководитель аппарата Д. Айтмагамбетов дело дальше не пойдет, если я подпишусь. Я, выслушав их угрозы, сказал, что они будут иметь дело с моим адвокатом, только после этого они замолкли и взяли с меня расписку и отпустили.

Меня удивляет тот факт, что все решили, что студенты говорят правду, а преподаватель однозначно виновен. Но, к сожалению ни куратор группы, ни декан факультета, ни руководитель аппарата не посчитали нужным хотя бы выслушать меня, спросить домогался ли я на самом деле, как будто они имеют право судить обо мне, только на основе заявления от студентов, считая что студенты говорят только правду, а преподаватель непременно является аморальным человеком. Неужели в нашем университете допускают мысль о том, что преподаватель способен на гнусные поступки? Все хотят и настроены доказать, что преподаватель в любом случае не прав, что его мнение ни для кого и ничего не значит, что преподавателям нет никакого доверия со стороны руководства университета.

P.S. Тем не менее, из Евразийского госуниверситета «отчислили» Камбара Сатыбалды, а не тех студенток, которых он в свою очередь обвинял в сексуальном преследовании, потенциальной нимфомании и систематических «прогулах» занятий, которые, видите ли, подтолкнули строптивых студенток на скользкую дорожку соблазнения, а потом и шантажа уважаемого преподавателя. Решение ректора «Евразийки» Ерлана Сыдыкова – кстати, получившего это место в знак благодарности за инициативу общенационального референдума по продлению срока правления президента Назарбаева до 2020 года, когда он был еще ректором Семипалатинского госуниверситета имени Шакарима – было твердым и непререкаемым: мол, такие преподаватели в альма-матер номер один работать не должны! Кто знает, может быть, он и прав, раз встал на сторону заведомо более слабой стороны и устроил спрос с преподавательского состава. Теперь его будет очень трудно опровергнуть, как и некоторым участникам этой истории «отмыться» от клейма, которое они, возможно, сами на себя навлекли.

«I»

 

http://insiderman.kz/

Отклики (2) на Министр Жумагулов, так ваши «преподы» домогаются хорошеньких студенток?

  1. Тимур:

    МИНИСТР «С ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ЗАМАШКАМИ»
    или Тайные замыслы господина Жумагулова

    В 2010 году Президент страны доверил пост министра образования и науки своему соратнику по партии (бывшему первому заместителю НДП «Нур Отан») Бакытжану Жумагулову, который должен был бы отвечать за формирование единой государственной политики в этой важной сфере. Но этого не случилось в силу того, что этот чиновник высшего ранга то и делал, что «пускал пыль в глаза» руководству страны. С тех пор прошло достаточно времени для подведения итогов и теперь уже с полной уверенностью можно констатировать, что своей псевдодеятельностью господин Жумагулов полностью дискредитировал и свел на нет усилия Главы государства по созданию конкурентоспособной, эффективной и современной системы образования и науки. Более того, стало очевидным, что он использует столь высокое доверие в личных, корыстных, весьма далеко идущих политических целях. А для достижения столь амбициозных и не простых целей необходимо обладать не только качествами лидера, но и располагать огромными финансовыми ресурсами.

    Кадровая «чехарда»
    Став министром, господин Жумагулов практически полностью сменил руководящий состав МОН РК. Он расставил на всех уровнях системы образования и науки лично преданных и приближенных ему людей, назначая их на ключевые должности. А неугодных лиц просто-напросто устранял. За время его работы прошли две «волны» смены ректоров, проректоров и деканов большей части вузов страны, которые назначаются им лично. Он широко внедрил практику «раздачи» должностей, как говорится, направо и налево (конечно же, за определенную плату).
    Руководители образования областного и районного уровня, директора колледжей и лицеев назначались только по его указанию. Он пролоббировал создание в регионах представительств комитета по надзору в сфере образования и науки с тем, чтобы вмешиваться в деятельность областных департаментов образования и оказывать влияние на областных акимов. Это сделано, в первую очередь, для усиления своих политических и административно-управленческих позиций в регионах. Не смотря на то, что Глава государства дал установку на децентрализацию власти на всех уровнях, министр игнорирует это и продолжает концентрировать власть в своих руках.
    В национальных университетах, где министр самовольно сменить ректора никак не может (они назначаются Президентом), он назначил лично преданных ему проректоров и создал наблюдательные советы, в составе которых фигурируют представители МОН РК – его особо доверенные люди. В ведущих университетах страны министр лично входит в состав наблюдательного совета. Фактически он сам единолично контролирует финансы и решает все вопросы в вузах.

    О ком «поют» финансы?
    За два последних года финансирование науки выросло в 2,3 раза, но это не дает реального результата, так как выделяемые государством многомиллиардные средства используются не эффективно и организованно расхищаются. В этом году на развитие науки государством выделено почти 50 млрд. тенге. Эти средства контролируются и распределяются лично господином министром Жумагуловым через Комитет по науке, который возглавляет его ставленник, бывший директор департамента правового обеспечения и государственных закупок МОН РК Нурлан Ыбырайым.
    Процесс отбора проектов является непрозрачным, вызывает естественное возмущение и недовольство ученых, недоверие к высшей власти и создает напряженность в научной среде. Многие проекты ученых, получившие высокую оценку зарубежных и отечественных экспертов, не допускаются к финансированию. На перспективные и необходимые экономике страны проекты и разработки выделяются гроши, а зачастую и вовсе не финансируются.
    Благодаря стараниям Жумагулова работа Национального научного совета стала формальной. Руководство министерства лоббирует «свои» НИИ и продвигает проекты «своих» ученых. Протоколы советов неоднократно переподписываются и видоизменяются. Более того, идет организованное хищение государственных средств в особо крупных размерах. Знающие люди говорят, что величина «отката» за получение финансирования составляет 30-50 процентов от общей суммы проекта.
    Многие вузы и НИИ с высоким научным потенциалом вынуждены влачить жалкое существование, тогда как отдельные частные и общественные околонаучные структуры процветают. Так, одна небезызвестная общественная организация с громким названием – Национальная инженерная академия наук РК вместе со своими аффилированными научными организациями (НИИ механики и математики, НИИ проблем биологической безопасности и др.) «выиграла» проекты на миллиарды тенге. Работа по ним ведется формально, результатов нет, а для составления отчетов академия привлекает отдельных ученых со стороны. Ни одного высокотехнологичного продукта или разработки не создано и не внедрено в реальный сектор экономики. Стоит обратить внимание на тот факт, что президентом Инженерной академии является ныне действующий министр Бакытжан Жумагулов.
    Созданная Президентом страны прогрессивная модель финансирования науки полностью деформирована и подчинена интересам министра, который превратил ее в источник личного обогащения. Он создал преступную схему выкачивания денег из науки и образования в свой карман. Таким образом, господин Жумагулов сосредоточил в своих руках миллиардные финансовые потоки, направляемые государством на образование и науку, и за счет государственной казны стал долларовым мультимиллионером.

    Что выявил Счетный комитет?
    В прошлом году Счетным комитетом в МОН РК выявлены финансовые нарушения на сумму более 18 миллиардов тенге. По предварительным данным, в текущем году в ведомстве Жумагулова выявлены нарушения на сумму 35 млрд. тенге.
    Министр лично решает, каким компаниям отдать тендера на капитальное строительство и ремонт объектов образования, поставку оборудования и оказание услуг, проводимых как министерством, так и подведомственными учреждениями. Затем по отработанной схеме через доверенные компании деньги отмываются и оседают в карманах министра и его приближенных.
    За Жумагуловым, где бы он не работал, «кочуют» несколько строительных фирм, которые получают тендера и не исполняют своих обязательств. В результате, после получения «откатов» объекты не завершаются и становятся долгостроями. Ни один объект в срок не сдается, а МОН РК постоянно требует выделения дополнительных бюджетных средств на их завершение.
    Хорошим источником обогащения для министра являются издание учебников, организация и проведение международных и республиканских мероприятий. Сотни миллионов тенге, выделяемых на эти цели, через родственных и доверенных лиц обналичиваются господином Жумагуловым. Кроме того, «свои» компании поставляют в организации образования и науки сомнительного качества канцелярские товары, компьютеры, мебель, научное оборудование и т.д. Говорят, что суммы откатов доходят до 50%.
    С 2010 года защита кандидатских и докторских работ закрыта, однако это не мешает и по сей день по личному распоряжению министра узаконивать за определенную плату ученые звания. Эти услуги высокопоставленными чиновниками поставлены на поток и приносят немалые деньги.

    «Монстр» по имени «Өрлеу»
    Очевидным является тот факт, что за время пребывания министром Жумагулова резко снизилось качество подготовки научных кадров, система PhD-докторантуры не совершенствуется и не развивается.
    Еще хуже обстоят дела с переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. Полностью разрушена годами апробированная и разветвленная по всей стране система. Упразднены все областные институты повышения квалификации и переподготовки кадров. Взамен создан один «монстр» в лице Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» МОН РК, что противоречит опыту лучших мировых практик. Руководить центром, министром поставлен зависимый от него человек на пенсии. Разрушена не только здоровая конкурентная среда, но и созданы благоприятные условия для аккумуляции и хищения многомиллиардных средств через единственный и удобный источник.

    «Бакытжан-шоу»
    Зная архиважность в осуществлении своих политических целей роль СМИ, господин Жумагулов всегда и везде активно выступает и тем самым формирует имидж прогрессивного государственного и общественного деятеля. За счет государственной казны и незаконно добытых денежных средств он щедро оплачивает свой PR и лояльность СМИ, а также заказные материалы на неугодных ему людей. В 2012 году он открыл через ТОО «Адигул» республиканскую газету на казахском и русском языках «Класс time», подписка на которую оформляется в добровольно-принудительном порядке. Вузы, учреждения образования и науки заставляют выделять миллионы тенге этому изданию. Это еще один источник обогащения министра, приносящий и общественно-политические дивиденды.
    Примером явного проявления властных и политических устремлений являются мероприятия с участием министра образования и науки. Они проходят помпезно, словно встречают не руководителя ведомства, а Президента страны. При входе в зал заседаний громогласно озвучивается его имя и регалии. Обязательный атрибут – встреча имидж-группы, состоящая из девушек в национальных костюмах и массовка из представителей интеллигенции, учреждений образования и науки. И, конечно же, обеспечиваются широкое освещение в СМИ и громкие заявления о преобразованиях в науке и образовании.
    В среде научной интеллигенции все это прозвали как «Бакытжан-шоу».
    А на родине – в Талдыкоргане его встречают, не только как министра, но и как предводителя рода найманов со всеми почестями. Более того, Жумагулов позиционирует себя лидером самого крупного среднего жуза.

    Пассажи псевдореформатора
    Господин Жумагулов с помощью разного рода проверок и аттестации «выкручивает руки» учредителям частных вузов, заставляя принимать его в состав соучредителей или вынуждая оплачивать его доброе расположение. Это дает ему не только хороший доход, но и безраздельную власть в этих вузах. Причиной того, что процесс сокращения количества вузов в стране тормозится и зашел в тупик, является то, что министр не может ликвидировать частные вузы, многими из которых он владеет или является их соучредителем. Жумагулов намеренно политизировал этот процесс, выставив себя через СМИ в образе реформатора, которому мешают некие высокопоставленные лица и заинтересованные силы.
    Сверхконцентрация власти, жесткое подчинение своим интересам, непринятие любой конструктивной критики, непрофессионализм и псевдореформаторская деятельность Жумагулова создают напряженную и нестабильную обстановку в коллективах научных и образовательных учреждений, формируют недоверие к органам власти и дестабилизируют обстановку в стране. Благодаря его «реформаторской» деятельности, «утечка мозгов» из страны приобрела необратимый характер. Ученые уходят из науки и уезжают за границу, проекты замораживаются. Особенно это касается инженерно-технических специалистов.
    Большую социальную напряженность, негативную реакцию и недовольство населения вызвало в прошлом году непродуманное, неподготовленное и поспешное решение министерства ввести для выпускников колледжей комплексное тестирование абитуриентов для поступления в вуз. В результате, не пройдя порогового уровня тестирования, десятки тысяч выпускников колледжей не смогли поступить в вузы. Большая часть из них пополнили ряды безработных и группы риска. Более того, министр запретил прием абитуриентов в колледжи при государственных вузах и распорядился перерегистрировать их в ТОО. Эти колледжи могут стать объектами приватизации и перейти в частные руки.
    Введение порогового уровня в 70 баллов для поступления в государственные университеты было сделано без учета специфики набора абитуриентов и восстребованности специальностей. В результате наблюдается недобор в вузы аграрного и гуманитарно-педагогического направления не только на платной, но и на грантовой основе. Это сыграло на руку частным вузам, которые получили дополнительный доход, в том числе и те, владельцем которых является министр.
    Скандалами и разбирательствами сопровождалось проведение в стране ЕНТ, которое благодаря министру превратилось в средство зарабатывания денег. Сотни миллионов тенге благополучно были «освоены» по указке министра при оснащении 154 пункта ЕНТ «глушилками». Их применение вызвало бурю негодования широкой общественности, родителей и учащихся.
    Эти и другие нововведения скорее похожи на хорошо спланированные акции по дестабилизации обстановки в стране, нежели на реформу системы образования.

    Ожидание удобного момента
    Жумагулов добился многого для достижения своих далеко идущих политических целей.
    Благодаря огромным финансовым возможностям и нужным связям ему удается выходить «сухим из воды» и закрывать возбужденные против него дела.
    Деятельность Жумагулова на посту министра ставит под угрозу выполнение задач, озвученных Главой государства. Нарушения носят системный характер и представляют реальную угрозу стабильности и национальной безопасности страны. Работа министерства носит формализованный и поверхностный характер, она не опирается на научно-методологическую основу, нормативно-правовая база развития науки и образования не совершенствуется.
    Это лишь видимая часть айсберга возможностей министра. Но и ее достаточно, чтобы разглядеть властные амбиции Бакытжана Жумагулова, его коварство, алчность, хитрость и двуличность.
    Морально-этическая характеристика господина Жумагулова явно не на высоте. Он большой любитель проводить время с молодыми особами, в том числе и со студентками. Его похождения и похотливые прихоти во время визитов в регионы всем известны. Как и то, что у него есть на содержании «токал» с ребенком, а на сына возбуждено уголовное дело за финансовые махинации.
    На сегодняшний день Жумагулов не занимает первые позиции в рейтингах популярности и влиятельности политиков Казахстана. Ему сейчас это и не надо. Он выжидает, копит деньги и расставляет своих людей, чтобы в нужный момент задействовать все ресурсы для достижения заветной цели – занять высокий конституционный пост в стране.
    Все вышеизложенное – не просто политический прогноз, а неумолимый диагноз.

    Тимур ЖАХАНГИР

  2. Читающий:

    Больше верю преподавателю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>